145 лет со дня рождения Альберта Эйнштейна

Введение
Альберт Эйнштейн – ученый, имя которого едва ли не самое прославленное в нашем мире. Оно известно и детям, и взрослым, и школьникам, и студентам. Гениальный физик перевернул представление человечества о законах мира, в котором мы живем. Именно благодаря его неоценимому вкладу современные исследователи располагают столь большим набором инструментов для изучения мира, вселенной, космических просторов. Кто он и каким был? В преддверие его юбилея самое время вспомнить, что это за уникальный человек. В этом вам поможет наша тематическая выставка, организованная в читальном зале нашей библиотеки и приуроченная ко ДНЮ РОССИЙСКОЙ НАУКИ и 300-летию РАН.
Период проведения
08 февраля 2024 г.
Книги
Статьи
Статья

Альберт Эйнштейн создал свою знаменитую теорию, переживая семейные проблемы, испытывая политическое давление и научную конкуренцию, из-за которой он чуть было не лишился приоритета своего открытия.

Статья

В статье на основе понятий эпистемических добродетелей и эпистемических пороков исследуется вклад А.Эйнштейна в создание фундаментальных физических теорий, а именно специальной теории относительности и общей теории относительности, а также в разработку на базе геометрической полевой программы единой теории поля, которая так и не привела к успеху. В числе основных эпистемических добродетелей, приведших Эйнштейна к успеху при построении специальной теории относительности, можно назвать следующие: уникальную физическую интуицию, опирающуюся на метод мысленного эксперимента и необходимость экспериментального обоснования пространственно-временных понятий; стремление к простоте и элегантности теории; научную смелость, бунтарство, означающие готовность вступить в противоборство с научными общепринятыми догмами и авторитетами. При создании общей теории относительности к этим эпистемическим добродетелям добавилась еще одна интеллектуальная добродетель: вера в эвристическую силу математического аспекта физики. При этом ему пришлось преодолеть свою первоначальную недооценку четырехмерной концепции пространства и времени Г.Минковского, в чем проявилась еще одна добродетель, присущая раннему Эйнштейну, - своеобразная гибкость мышления. Подчеркнута творческая роль его ошибок Эйнштейна на пути к общей теории относительности, которые были связаны не столько с эпистемическими пороками, сколько с трудностями согласования математического и физического аспектов теории. Отмечена амбивалентность понятия эпистемических добродетелей, которые могут трансформироваться в эпистемические пороки. Такое превращение случилось во второй половине жизни Эйнштейна, когда он на протяжении более чем тридцати лет пытался построить единую геометрическую теорию поля и найти альтернативу квантовой механики с ее вероятностной и копенгагенской интерпретацией, так и не добившись успеха. В этом случае можно говорить о следующих эпистемических пороках: переоценка математического и недооценка экспериментально - эмпирического аспектов теории; принятие в качестве фундаментальных - концепций, лежащих в основе общей теории относительности (континуализм, классическая причинность, геометрическая природа взаимодействий); беспрецедентное упорство в отстаивании геометрической полевой программы, несмотря на ее неудачи, и определенная утрата присущей творцу теории относительности гибкости мышления. Промежуточный характер в отношении эпистемических добродетелей и пороков Эйнштейна носит космологический сюжет, связанный с применением общей теории относительности к устройству Вселенной и при этом еще и с упущенной им возможностью открытия теории расширяющейся Вселенной. Эту возможность реализовал А.А. Фридман, победивший Эйнштейна в споре о стационарности - нестационарности Вселенной. В этом споре проявились некоторые интеллектуальные пороки Эйнштейна, которых не было у Фридмана. Отмечена связь интеллектуальных добродетелей с методологическими принципами физики и «ошибочной» концепцией развития научного знания.

Статья

В связи со 140-летней годовщиной со дня рождения Эйнштейна обсуждается его вклад в формирование и развитие трех основных метафизических парадигм, в рамках которых развивалась фундаментальная теоретическая физика в ХХ веке: доминирующей теоретико-полевой, геометрической и реляционной. Особое внимание уделено отношению Эйнштейна к реляционной парадигме, идеи которой сыграли важную роль при создании общей теории относительности.

Статья

Сто лет тому назад в области теоретической физики вышли в свет работы А. Эйнштейна, во многом 'изменившие наши представления об окружающем мире и оказавшие огромное влияние на развитие нашей цивилизации. Но сегодня физика, и прежде всего теоретическая, «не в почете», поэтому «перед международным физическим сообществом стоит задача предпринять активные действия для того, чтобы довести свое видение современной физики до широкой общественности и политиков» (www.wyp2005.ru). Именно этой цели посвящена настоящая работа.

Статья

Теория относительности А. Эйнштейна открыла новые научные горизонты мира. Восприятие пространства, времени, объектов, движущихся со скоростями, близкими к скорости света было совершенно отлично от классических представлений и вызвало немало споров. До сих пор основные положения специальной теории относительности (СТО) называются постулатами, т. е. предположениями. Как современная научная картина реальности соотносится с СТО и представляет собой предмет обсуждения в данной работе.

Статья

Работая техническим экспертом в патентном бюро, молодой Эйнштейн собрал неформальную группу, которую сам он называл «Олимпийской академией». Члены этой группы обсуждали в кофейнях старого Цюриха и Берна сложнейшие вопросы науки, а также изучали работы венского физика и философа Эрнста Маха, который критиковал концепции абсолютного пространства и абсолютного времени, введенные И.Ньютоном. Возможно, именно знакомство с представлениями Э.Маха привело Эйнштейна к пониманию того, насколько продуктивна аналогия как стратегия творческого мышления. По крайней мере, в книге «Познание и заблуждение», содержащей статьи Э.Маха, написанные до 1905 г., венский физик подчеркивает «выясняющую, упрощающую, эвристическую функцию аналогии». Ниже мы покажем, что многие идеи Эйнштейна, вошедшие в «золотой фонд» науки, появились на свет благодаря этой мыслительной операции.

Статья

Предложена гипотеза, что тяжёлые двухцветные леп-тонные образования, отвечающие группе, дуальной группе SU(2), и названные фридмонами, являются частицами тёмной материи. Приведены аргументы в пользу обобщения теории Эйнштейна до теории Эйнштейна-Картана. Показано, что струнные добавки в метрики Шварцшильда и де-Ситтера отвечают космологической постоянной.

Статья

Актуальность. Ценность интуиции неоспорима. Она позволяет выдвигать творческие идеи и принимать правильные решения, находить крат۬ч۬айши۬й пут۬ь۬ от۬ ос۬ознани۬я۬ с۬во۬ей идеи ۬до ее۬ воплощения۬. Ц۬е۬л۬ь۬: о۬п۬р۬е۬д۬е۬л۬и۬т۬ь۬ ц۬е۬н۬н۬о۬с۬т۬ь и۬н۬т۬у۬и۬ц۬и۬и с۬о۬г۬л۬а۬с۬н۬о в۬о۬з۬з۬р۬е۬н۬и۬я۬м А۬. Э۬й۬н۬ш۬т۬е۬й۬н۬а۬. «Если не согрешить против логики, - говорил Альберт Эйнштейн, - то вообще нельзя ни к чему прийти». Таким образом ученый указывает на значение в научном познании такого инструмента как интуиция. Он считал, что не существует абсолютного индуктивного метода, который способен был бы подвести ученого к фундаментальным понятиям физики. Любая догадка или гипотеза может быть лишь «навеяна» фактами, однако она не будет непосредственно выведена и сформулирована исходя лишь из них, она будет подвергнута интуитивной оценке ученого. Он может и, пожалуй, должен выдвигать различные гипотезы, а вот уже непосредственно в выборе конкретного пути (из сотен гипотез – только одной), по которому будет двигаться ученый в своих изысканиях, принимает непосредственное участие интуиция. Исходные положения теории относительности были сформулированы Эйнштейном не как обобщения данных различных опытов, они являлись продуктами «догадки», «представления», то есть – интуиции. Эйнштейн считал, что теорию можно проверить на опыте, а вот обратного пути не существует. Однако путь от чувственного опыта к теоретическим понятиям известен – это есть путь интуиции. Вывод: интуиция служит незыблемым и мощным орудием подсознания человека в его познавательной деятельности, и многие великие учёные, включая и Эйнштейна, считали её важным инструментом в научной деятельности.